Владимирской церкви.
Муниципальной
Уколовской средней
общеобразовательной школы
Рыжовой Валентины.
Руководитель учитель истории
Черемисина В.М.
с. Уколово 2003 год
Храмы в православии освящаются в честь церковных праздников, святых и важных церковных событий. Наша церковь также была освящена и получила наименование Владимирской.
Владимирская икона Божией матери была написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой равно апостольской великой княгини Ольги.
Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году перенёс икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.
Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси через Киев, Владимир и Москву.
Когда в 1395 году хан Тамерлан направляясь к Москве, достиг берега Дона, весь народ молился, стоя на коленях, Владимирской Божией Матери: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» И Тамерлану приснился сон, где женщина приказала покинуть Русскую землю. Он её покинул. На Кучковом поле, где была встречена икона построили Сретенский монастырь, а 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году 21 мая, 23 июня, 26 августа.
Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа.
Изучая историю нашей церкви, я встретилась со старожилами нашего села. И вот, что они мне рассказали. Раньше на территории села Уколово жили государственные (черносошные) крестьяне. Они официально принадлежали казне и считались «свободными», а деревня Кологреево (ныне х.Новосёловка) принадлежала барыне Фёкле Обуховой. На месте нынешнего сенохранилища стояла её усадьба (возможно ближе к огородам). Когда встал вопрос о строительстве церкви, то состоятельные мужики решили, что церковь будет построена в селе Уколово на самом видном месте. Решение своё нужно «обмыть». Барыня Фёкла по этому случаю поставила бочонок пива, а мужики до выпивки были жадными, пока пили продали церковь и землю барыне. А когда утром протрезвели – было уже поздно.
И начала барыня Фёкла церковь строить у себя дома на прикупленной земле. Сколько лет было затрачено на строительство, про то история умалчивает, но тот факт , что строительство велось весной и летом знают точно. Песок и глину копали тут же, до сих пор сохранились в районе Обуховского пруда места добычи сырья. Недалеко от будущей церкви находился кирпичный завод.
Замешивали раствор своим секретным особым способом на куриных яйцах, и стены церкви год за годом поднимались вверх. По сырой штукатурке была сделана настенная роспись. Под куполом была икона Владимирской Божией Матери, а по стенам и сводам – картины и сцены из библейской истории. Кирпичная стена отделяла алтарь от средней части церкви, а на стене – иконостасе было множество икон. Иконы были украшены оранжевым и золотым цветом, так, что казалось весь иконостас горит ярким огнём.
В алтаре стояло три престола: иконы Владимирской Божией Матери, святителя Николая Мир Ликийского Чудотворца и равноапостольской Фёклы. Богослужения совершались поочерёдно на всех престолах. Соответственно трём престолам в алтаре было три двери, над каждой дверью снаружи была соответствующая икона. Среднюю часть церкви украшали три люстры, когда на них загорались свечи, было светло как днём, сладкий запах тающего воска и аромат ладана настраивал на молитву и покаяние.
Вокруг церкви была кирпичная ограда выше человеческого роста, сверху ограда была укрыта железной крышей – желобком для защиты от солнца , ветров и дождей. В ограде рос яблоневый сад. Прихожане могли отдохнуть в тени раскидистых яблонь, а малые дети резвились и играли в густой траве.
Впереди церкви была колокольня. На ней П-образная перекладина с крышей из железа и лестницей, по которой взбирался звонарь к колоколам, были увешана большими двумя и множеством малых колоколов. Когда звонили в колокола, созывая прихожан к богослужениям, звон разносился по всей округе на многие километры. По всем дорогам начинали тянуться повозки с нарядными крестьянами. В церковь ехали всей семьёй и старые и малые, оставался в доме только один человек, чтобы за домом и скотом приглядеть, да обед на всю семью приготовить. Те, кто победнее, шли пешком босиком или в лаптях, а возле церкви обували единственные на всю семью сапоги.
Рядом с колокольней была двух входная сторожка. В сторожке находили приют заплутавшие в ночи путники, жили в ней и монашки, следившие за порядком в храме, а также церковный сторож нёс свою ночную службу.
Днём в сторожку приходили дети из окрестных деревень учиться грамоте, учителями были священники. После революции в сторожке была организована светская школа. Обучение было 4-х годичное. Многие годы учителем в школе был Беляев из села Вязовое.
В 1926 году священником был старенький отец Митрофаний, а после него вернувшийся из ссылки отец Исаак
Наступил 1937 год. По всей стране стали преследовать священников, разрушать храмы. Не обошли стороной и нашу церковь. Окна и двери были разбиты, полы вырваны, в ризы священников рядились мужики и с непотребными песнями разгуливали по деревне. Из окон сбивали свиньям корыта. Оставшиеся иконы и одежды вывезли в райцентр – село Скородное, в дом, где размещались управленцы. В доме весь пол был устлан ризами по ним топтались ногами. Мир будто сошёл с ума.
Судьба погромщиков и разрушителей церкви была трагична. Молодой человек, сбивший из окон корыта для свиней, ни с того , ни с сего умер, оставив молодую вдову с малыми детьми. Другой молодой человек пытавшийся снять с маковки крест, прожил жизнь впустую, жена с детьми от него отказались, он долгие годы слонялся по деревням никому не нужный. Мужчина ходивший в ризах по деревне сошёл с ума.
От прекрасного храма остался один печальный остов, сияющий дырами окон и дверей. Сторожка, колокольня и ограда были разобраны на стройматериалы. Рачительные селяне умудрились даже натаскать домой кирпичей для своих нужд, но не пошло дармовое впрок: в печках сложенных из церковного кирпича систематически горела сажа, так что люди вынуждены были свои печи разбирать и строить новые.
Во время войны храм был подвержен дальнейшему разрушению. Местные жители загоняли летом от дождя и солнца домашний скот. Более того – однажды под колонны были заложены мины, чтобы взорвать храм. Мины взорвались, но храм остался стоять. Пострадала только одна колонна, долгое время она висела над землёю, а потом её разобрали на художественные нужды.
От окончательного разрушения храм спас Безбородов Егор Егорович, он за 600 рублей купил церковь, якобы под зернохранилище, хотя у него было достаточно амбаров. Своим близким Егор Егорович говорил: «Разве можно разрушать такую красоту».
После войны хмельной угар разрушительства прошёл, люди потянулись в храм и начали восстанавливать его. Приехали и молодые священники: сначала отец Феодосий, за ним отец Михаил, а после него отец Кирилл. Возобновились службы, были такие дни, когда в одной части храма шла служба. А в другой части ремонт. Сначала дыры заделывали деревом и глиной, а потом уже кирпичём. На восстановление порушенного ушли годы. Священники работали наравне с прихожанами: возили воду и песок, месили глину, носили на себе доски. Местные деды: Гудов Григорий, Пахомов Иван, а также масловские деды работали на восстановлении храма в свободное от работы время. Никаноровские деды Яков и Фёдор Кузьмичи, а также Уколов Андрей Алексеевич и Вислогузов Яков стелили полы, делали подсвечники и двери. Люди шли в храм и чем могли помогали, кто строителям, кто сам работал. Так постепенно храм был восстановлен.
…Я иду осторожно и хрупко, по моей оголённой родной земле.
Русь! Чем она прежде дышала и чем жила? Было в ней всё: и горький кабацкий угар и холодный булатный звон, но не это было её сутью, внутренним глубинным наполнением, сердцевиной её души!
Загадочная тишина храма, полнота Церковных Таинств, сладостная глубина молитвы – только это всегда было тем настоящим , достойным, любимым, что украшало и будет украшать серые и холодные дни нашей жизни!
Я иду, ступая по этой до боли родной и знакомой земле…
Кто я в этом прекрасном, созданном Богом мире?
Использованная литература.
Белгород 1999 год
Антология современной литературы Белгородчины
Белгород 1993 год
Журнал «Божий мир»
Москва 2001 год №6
Воспоминания старожилов:
Гранковой Дарьи 1909 г.р.
Сапрыкиной Прасковьи 1918 г.р.
Ушаковой Нины Михайловны 1927 г.р.
Утениной Марии 1908 г.р.