вернуться на главную вернуться на личную страничку учителя
Заочный областной конкурс «Элективные курсы в профильном обучении и предпрофильной подготовке: Образовательная область «Информатика и ИКТ»
Компьютер.
Создай музыку сам!
(ориентационный)
Программа элективного курса по информатике
для учащихся 9 класса
Актуальность программы, обоснование необходимости программы.
Всё большее влияние на музыкальное искусство в современном мире оказывает технический прогресс. Компьютерные технологии активно внедряются в музыкально-творческий процесс.
В базовом курсе информатики данная тема недостаточно изучена. Изучаемый компонент данного электического курса является важным, так как может повлиять на выбор профессии учащимися (всё активнее затребованы специальности звукорежиссёра, аранжировщика).
Данная тема очень интересна для молодёжи, она соответствует их возрасту и увлечениям ( современная музыка)
Цель :
– удовлетворение интересов учащихся в областях знаний, не имеющих непосредственного отношения к профилю класса общеобразовательной школы,
- создание музыкальных композиций.
Задачи:
1. Познакомить с работой музыкальных программ: музыкальный конструктор DoReMix, Music Generator, Dance Machine, eJay, музыкальный редактор «Шарманщик», программа-автоаранжировщик Visual Arranger.
2.Выработать у учащихся навыки самостоятельной работы с компьютером в решении музыкально- аранжировочных задач (создавать собственные пьесы, аранжировки на заданную тему).
3. Развивать у учащихся творческие способности.
Обоснование отбора содержания.
Однако данный элективный курс носит лишь ознакомительный характер и предоставляет возможность ученику попробовать себя в определенном виде деятельности, для того, чтобы в дальнейшем либо выбрать данную область для своего профессионального образования, либо отказаться от нее и возможно пользоваться с любительскими целями.
Общая характеристика учебного процесса.
Предусмотрено получение прикладных навыков и умений, необходимых для применения методов информатики в различных областях человеческой деятельности, так называемый "пользовательский" аспект.
Данный курс можно определить как практико-ориентированный.
В результате освоения конкретных информационных технологий складываются практические навыки.
Преодоление предметной разобщенности, интеграция знаний
В рамках курса происходит обращение к вопросам связанным с музыкальной грамотой, что делает курс интегрированным. Оказываются затребованными знания учащихся полученных на уроках музыки в общеобразовательной школе и знания учащихся посещающих музыкальную школу. Необходимо не только владеть соответствующей музыкальной терминологией, но и ориентироваться в музыкальной области знаний. Реализация межпредметных связей в данном курсе не только декларируется, как это иногда бывает в других дисциплинах, но является основой для освоения учебного материала.
Сведения об учащихся, на которых рассчитана программа
Преподавание проводится в 9 классе.
Однако уровень подготовки учащихся может быть различным, поэтому и содержание курса может видоизменяться, варьироваться в зависимости от подготовленности учащихся. Для учащихся обучающихся, или закончивших музыкальную школу рекомендуются задания повышенного уровня.
Характеристика временных и материальных ресурсов
На данный курс отводится 16 часов.
Необходимы компьютеры на базе процессора PIII – 850Mгц для работы с музыкальными программами. Желательно, по количеству учащихся.
Программы:
- Музыкальные конструкторы
DoReMix, Music Generator, Dance Machine, eJay.
- Музыкальный редактор «Шарманщик»
- Программа-автоаранжировщик Visual Arranger
Формы и методы обучения
Основными формами учебной работы являются:
- лекционные занятия;
- практические работы, выполняемые на компьютере;
- выполнение проектов, творческих заданий;
- защита проектов, представление творческих заданий.
К теоретической форме занятий относятся лекции
Практическая часть – выполнение работ, проектов, творческих заданий, представление творческих заданий. Работа над творческими заданиями осуществляется учащимися также и во внеурочное время.
Там, где возможно, лекция не должна носить лишь форму монолога учителя. Как можно чаще следует использовать форму диалога с учениками, обсуждения, совместного решения проблем.
Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию, созданию музыкальных композиций.
Работы, выполняемые на компьютере, делятся на общие и индивидуальные. На общих заданиях ученики отрабатывают определенные приемы работы. Индивидуальные задания носят творческий характер. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и предписаний, изложенных в теоретической части курса. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Проект может выполнять как один отдельный ученик, так и группа из двух – трех (не более) человек. Вопрос о распределения проектов решает учитель. Необходимым моментом организации работы над проектами является общение между учениками. Наиболее удачно продвигающиеся работы полезно демонстрировать всем по ходу их выполнения. Такой пример поможет решить проблемы со своими проектами тем ученикам, у которых возникли затруднения.
Составной частью курса является подготовка реферата по одной из проблем, затронутых в курсе. При подборе материалов для реферата учащимся рекомендуется использование ресурсов Интернет, для его оформления потребуется работа с текстовым процессором Word и иными средствами пакета MS Office. Защиту реферата и проекта рекомендуется проводить с использованием презентации, созданной средствами Power Point
Содержание элективного курса
1 тема. (1 час) Введение.
Новые звуковые формы и образы и возможности их современной технической реализации. Архитектура современного музыкального компьютера и его основные возможности.
Демонстрация подготовленных примеров электронной музыки. Демонстрация технических возможностей музыкального компьютера.
2 тема (5 часов) Музыкальные конструкторы:
DoReMix, Music Generator, Dance Machine, eJay.
Принципы звуковой организации заимствованного музыкального материала, типы его творческого варьирования.
Практическое задание: создание небольшой танцевальной пьесы в музыкальном конструкторе типа Dance machine.
3 тема (2 часа) Музыкальный редактор «Шарманщик». Основы музыкальной грамоты. Во время практических занятий соблюдается принцип «от простого к сложному», рассматриваются понятия фактуры, тембра, формы, ритмической совместимости.
Практическое задание: сочинение одноголосной мелодии. Рекомендуется опираться на следующие методические приёмы – сочинение «вопросов и ответов», сочинение мелодии с ориентиром на ритм стихотворения, включение в мелодическую линию остинатных фигур, секвенций и повторений фраз.
4 тема (2 часа) Программа-автоаранжировщик Visual Arranger
Музыкальные жанры, используемые программами –автоаранжировщиками. Гармонизация компьютерными средствами и способы её обозначения.
Практическое задание: аранжировка песни или танца с помощью программы Visual Arranger.
5 тема. ( 5 часов). Творческая мастерская. (создание собственных пьес, аранжировок на заданную тему). Рассчитана на практическое закрепление умений, полученных при изучении тем 2,3,4. Ориентируется на развитие творческих способностей. Итог - две работы в музыкальном конструкторе и в программе автоаранжировщике.
6 тема. (1 час). Конкурс на лучшую композицию. Подведение итогов. Позволяет учащимся увидеть и услышать результат работы других учащихся. Провести анализ собственной работы и работ своих товарищей.
Тематическое планирование
° п/п |
Содержание |
Всего часов |
В том числе |
|
||
Практика |
Теория |
|||||
1. |
Введение. Цели и задачи курса. Инструктаж по ТБ. Демонстрация возможностей современного компьютера и музыкальных программ .
|
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
2. |
Музыкальные конструкторы: DoReMix |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Music Generator |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
||
Dance Machine, eJay |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
||
3. |
Музыкальный редактор «Шарманщик» |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
4. |
Программа-автоаранжировщик Visual Arranger |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
5. |
Творческая мастерская (создание собственных пьес, аранжировок на заданную тему) |
5 |
|
5 |
|
|
6. |
Конкурс на лучшую композицию. (подведение итогов) |
1 |
|
1 |
|
|
|
Итого |
16 |
3 |
13 |
|
|
Методическая часть.
Программа курса обеспечивается компьютерами и компьютерными программами, обозначенными в программе курса.
В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуется справочники, дополнительная литература с описанием новых программных средств (меняется ежегодно), а также разделы "Справка" в изучаемых компьютерных программах. Выработка навыка самостоятельного изучения программных средств позволит ученику самостоятельно продолжать образование после окончания данного курса.
Курс предполагает интеграцию с другими учебными предметами - музыка, МХК. Может использоваться учащимися во внеклассной работе.
Образовательные результаты. В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, навыками, практическими умениями и способами деятельности:
- Знают виды музыкальных редакторов, музыкальных конструкторов, программ-аранжировщиков, специфику их структуры и содержания, технологические особенности;
- Умеют работать с программами DoReMix, Music Generator, Dance Machine, eJay, Visual Arranger, музыкальный редактор «Шарманщик»
- Владеют приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению музыкальных композиций
- Имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании сложных музыкальных композиций.
- Имеют опыт публичного исполнения созданной музыкальной композиции.
Развитие компетентностей.
Информатика играет особую роль как фундаментальная наука о способах обработки и использования знаний в общественной практике. Техническими и программно-методическими средствами информационных технологий учащиеся пользуются каждодневно соответственно своему возрасту и имеющимся условиям. Повседневно пользуясь современным инструментарием интеллектуального труда, учащийся не только конструирует свое видение мира, но и учится эффективному использования информационных услуг в собственной жизни и учебной деятельности.
Способы оценивания уровня достижений учащихся.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты проверки его деятельности и полученной продукции. Оценка имеет различные способы выражения - устные суждения педагога, рейтинги.
Оценке подлежит, в первую очередь, уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.
Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога - обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта – создаваемой музыкальной композиции.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
1. текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
2. взаимооценка учащимися работ друг друга, или работ, выполненных в группах;
3. публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);
4. текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
Результаты занятий по курсу имеют две стороны - внешнюю (материализованная образовательная продукция - музыкальные композиции) и внутреннюю (личностные качества, освоенные способы деятельности, знания). Предметом контроля и оценки являются не только внешние образовательные продукты учеников, но и их внутренние качества.
Качество ученической продукции оценивается следующими способами:
- по количеству творческих элементов в музыкальной композиции;
- по степени его оригинальности;
Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ, учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников
Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму защиты творческой работы. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса .
Список рекомендуемой литературы
1. Красильников И.М. «Обучение музицированию на синтезаторе по методике Николаса Хайнеса (Великобритания)» «Музыка в школе» №3 2004г.
2. ГимроА.Е. «Развитие слуха у младших школьников в процессе электронного музицирования» «Музыка в школе» №3 2005г.
3. ЖдановА.Ю. «Норильский опыт» (об открытии отделения электронно-компьютерной музыки в колледже искусств) «Музыка в школе» №3 2003г.
4. КрасильниковИ.М. «Работа со школьниками на основе программ-автоаранжировщиков для музыкальных синтезаторов» «Музыка в школе» №2 2003г.
5.КрасильниковИ.М. ГлаголеваН. «Творческие задания для работы в «музыкальных конструкторах» «Музыка в школе» №1 2005г
6. ГорбуноваИ.Б. БеловГ.Г. ГорельченкоА.В. «Музыкальный компьютер.(Новый инструмент музыканта)» программа элективного курса.
7.http://www.musicsystem.ru/soft/editor.htm