вернуться на главную вернуться на личную страничку учителя
Применение средств и методов информатики при изучении различных школьных дисциплин (Музыка)
Оглавление:
I
Введение. 3
II.Основная часть
1.Теоретические основы использования новых информационных технологий в учебном процессе.
3. Интеграция информатики на уроках музыки
4. Методические рекомендации по использованию персональных компьютеров на уроках музыки.
5. Практическое применение компьютера на уроках музыки
III.Заключение.
Библиография.
Введение.
В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении Информационной эры.
Одним из компонентов среды, в которой растёт современный ребёнок, являются так называемые масс-медиа. В понятие «медиа» в современной литературе не всегда вкладывается одинаковое содержание, но обычно оно употребляется как аналог термина СМК – средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кинематограф, средства видео- и звукозаписи и воспроизведения, компьютерные системы мультимедиа). Все эти средства почти ежедневно присутствуют в жизни ребёнка, оказывают большое влияние на формирование его представлений о мире, развивают его нравственно и эстетически.
Специфика нашей школы состоит в том, что она является сельской, мало комплектной. Дети приходят в школу с разным уровнем подготовки и развития. Чрезвычайно узок круг общехудожественных впечатлений. К сожалению, средства массовой коммуникации в настоящее время не только не помогают позитивному развитию ребёнка, но зачастую играют негативную роль в формировании личности.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для полноценного развития каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.
Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. Р. Вильямс и К. Макли в своей статье "Компьютеры в школе” пишут: “Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может “дружелюбно” общаться с пользователем и в какие-то моменты “поддерживать” его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания”.
Таким образом, актуальность данной темы может быть аргументирована важностью проблемы и в тоже время её недостаточной разработанностью для применения в условиях сельской школы.
Основной целью воспитательной системы «Мир и человек» нашей школы является формирование у детей системы качеств личности, взглядов, убеждений, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для развития творческих способностей учащихся., подготовки к общественной жизни и производительному труду. Информационно-коммуникационные технологии могут помочь в развитии познавательных интересов учащихся, их творческого потенциала.
Много таланта, ума и энергии вложили в
разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в
первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х
годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев,
Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об
обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со “старейшинами” -
В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и
продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития
детей и юношества.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще
никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому,
по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда
стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к
прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое
начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не
может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке
творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех
многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без
творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой
деятельности.
Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась сначала искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой.
. Теоретические основы использования новых информационных технологий в учебном процессе.
Информационные технологии в образовании.
Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.
Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.
Интенсивное развитие процесса информатизации образования влечет за собой расширение сферы применения СНИТ. В настоящее время можно уже вполне определенно выделить успешно и активно развивающиеся направления использования современных информационных технологий в образовании:
– реализация возможностей программных средств учебного назначения в качестве средства обучения, объекта изучения, средства управления, средства коммуникации, средства обработки информации.
– интеграция возможностей сенсорики, средств для регистрации и измерения некоторых физических величин, устройств, обеспечивающих ввод и вывод аналоговых и дискретных сигналов для связи с комплектом оборудования, сопрягаемого с компьютером, и учебного, демонстрационного оборудования при создании аппаратно-программных комплексов.
– интеграция возможностей компьютера и различных средств передачи аудиовизуальной информации при разработке видеокомпьютерных систем и систем мультимедиа.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт применения СНИТ, реализация вышеизложенных возможностей позволяет обеспечить:
· предоставление обучаемому инструмента исследования, конструирования, формализации знаний о предметном мире и вместе с тем активного компонента предметного мира, инструмента измерения, отображения и воздействия на предметный мир;
· расширение сферы самостоятельной деятельности обучаемых за счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экспериментально-исследовательская, учебно-игровая, информационно-учебная деятельность, а также деятельность по обработке информации, в частности и аудиовизуальной), в том числе индивидуальной, на каждом рабочем месте, групповой, коллективной;
· индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности и организационных форм обучения;
· вооружение обучаемого стратегией усвоения учебного материала или решения задач определенного класса за счет реализации возможностей систем искусственного интеллекта;
· формирование информационной культуры, компоненты культуры индивида, члена информационного общества, за счет осуществления информационно-учебной деятельности, работы с объектно-ориентированными программными средствами и системами;
· повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов, явлений, управления изучаемыми объектами, ситуацией, возможности самостоятельного выбора форм и методов обучения, вкрапления игровых ситуаций.
Процесс информатизации образования и связанное с этим использование возможностей СНИТ в процессе обучения приводит не только к изменению организационных форм и методов обучения, но и к возникновению новых методов обучения.
Общие интеграционные тенденции процесса познания окружающей информационной, экологической, социальной среды, поддерживаемые использованием СНИТ, приводят к расширению и углублению изучаемых предметных областей, интеграции изучаемых предметов или отдельных тем. Это обусловливает изменение критериев отбора содержания учебного материала. Они основываются на необходимости интенсификации процесса интеллектуального и саморазвития личности обучаемого, формирования умений формализовать знания о предметном мире, извлекать знания, пользуясь различными современными методами обработки информации.
Таким образом, в связи с развитием процесса информатизации и образования изменяется объем и содержание учебного материала, происходит переструктурирование программ учебных предметов (курсов), интеграция некоторых тем или самих учебных предметов, что приводит к изменению структуры и содержания учебных предметов (курсов) и, следовательно, структуры и содержания образования.
Параллельно этим процессам происходит внедрение инновационных подходов к проблеме уровня знаний учащихся, основанных на разработке и использовании комплекса компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня усвоения.
Изменение содержания и структуры образования, представлений об организационных формах, методах обучения и контроля за его результатами приводит к изменению частных методик преподавания.
Реализация возможностей СНИТ в процессе обучения и связанное с этим расширение спектра видов учебной деятельности приводят к качественному изменению дидактических требований к средствам обучения, учебной книге. Это наглядно демонстрируется на примере педагогических программных средств (ППС) учебного назначения.
Информационно-коммуникационные технологии в реализации межпредметных связей являются в современной школе насущной необходимостью.
На настоящий момент существует ряд обстоятельств, мешающих проводить интегрированные уроки с использованием ИКТ в школе? Это:
низкая информационная культура учителей;
2.Использование мотивации в обучении
В задачи написания реферата входило также и изучение взаимосвязи и взаимообусловленности мотивации и содержания обучения информатике и музыке. В связи с этим в данном параграфе будут раскрыты все составляющие мотивации и ее влияние на учебный процесс.
Для оптимальной организации учебного процесса важно в первую очередь глубокое знание мотивов учения школьника, и во-вторых, умение правильно выявлять их и разумно управлять ими. В связи с этим необходимо обратиться к теоретическим исследованиям по проблемам мотивации, а также определить ее связь с содержанием обучения
Анализ имеющейся отечественной и западной литературы показал следующее. На данный момент нет единого мнения или однозначного решения данной проблемы, а именно, что же такое мотивация в целом и мотивация учебной деятельности в частности.
Поиск путей решения вопроса о мотивации учения возможен в плане психологических исследований этого направления, где рассматриваются психологические основы мотивации.
Многочисленные эксперименты показали, что в течение одного учебного года отношение обучаемых к различным видам деятельности на уроке может резко изменяться в отрицательную или положительную стороны. Это в свою очередь зависит от стиля работы преподавателя (постоянное использование одного лишь учебника, однообразных видов упражнений ослабляет положительные эмоции, и учащийся превращается в пассивного созерцателя), от УМК, от результатов обучения и т. п. Так, эксперименты показывают, что чем выше успеваемость по предмету, тем глубже в подсознании обучаемого положительная установка к изучению предметов. И наоборот, низкая успеваемость сильно коррелирует с отрицательной когнитивной, мнемонической, коммуникативной установкой.
Помимо этого для оптимальной организации речемыслительной деятельности необходимо знать и типы мотивации. Мотивация учения может определяться внешними (узколичными) мотивами и внутренними мотивами.
Внешние мотивы не связаны с содержанием учебного материала: мотив долга, обязанности (широкие социальные мотивы), мотив оценки, личного благополучия (узко социальные мотивы), отсутствие желания учиться (отрицательные мотивы). Внутренние мотивы, напротив, связанны с содержанием учебного материала: мотивы познавательной деятельности, интереса к содержанию обучения (познавательные мотивы), мотивы овладения общими способами действий, выявление причинно-следственных связей в изучаемом учебном материале (учебно-познавательные мотивы).
В целях сохранения интереса к предмету учитель должен развивать у учащихся внутренние мотивы.
Перед учителем возникает целый ряд задач, основные из которых заключаются в использовании межличностных отношений и создании эмоционального благополучия, что в свою очередь обеспечит повышение эффективности обучения .
Мотивационный аспект имеет решающее значение и для активизации всех психологических процессов - мышления, восприятия, понимания и усвоения материала. Мотивы, интересы, ситуации, установки взаимообусловлены, составляют гармоничное единство личности, являются внутренним энергизатором.
Поскольку обучение на уроках музыки в огромной степени происходит посредством общения, которое является сугубо личностным процессом, в котором осуществляется обмен идеями, интересами, передача черт характера, то при коммуникативном обучении учет личностных свойств учащихся имеет первостепенную значимость. Успешность овладения музыкально-исполнительскими навыками способствует удовлетворению собственно познавательных мотивов формирует устойчивую мотивацию постоянной познавательной деятельности обучаемого
Как показывают опоросы учащихся, новые информационные технологии привлекают их и являются одним из главных их интересов. Поэтому использование информационных технологий в учебном процессе будет способствовать формированию положительной мотивации.
Предметы гуманитарно-эстетического цикла в первую очередь воспитывают чувства, эмоциональную сферу человека. Как и остальные дисциплины, они расширяют кругозор, но важнейшим отличием их является то, что познание мира здесь происходит через систему чувств. Восприятию искусства нужно учиться. От простого к сложному. Тогда человек может увидеть мир в полном его великолепии. Развитая эмоциональная и эстетическая сфера делает человека личностью, не таким как все, а индивидуумом, а это в свою очередь приводит к созданию человека-творца в любых сферах, начиная с быта семьи и кончая высшей человеческой деятельностью.
Традиционно отношение к урокам музыки сложилось, как к второстепенному предмету, поэтому уроки приходиться проводить не только на высоком эмоциональном уровне и артистическом накале, но и стремиться быть на уровне новейших достижений педагогических технологий.
На сегодняшний день существует не мало интересных разработок в области обучения музыки с помощью новейших информационных технологий. Программы "Музыкальный класс", "Энциклопедия классической музыки", "Соната. Не только классика", "Шарманщик", "Российская школа сольфеджио, современные идеи караоке" обладают рядом преимущественных достоинств: изучение нотной грамоты, музыкальных терминов, истории создания инструментов древности, средних веков и наших дней; знакомство с композиторами и их творчеством; музыкальные викторины и многое другое.
Данные музыкальные программы разработаны как дополнение к урокам музыки в общеобразовательных школах для 1-8 классов. Путеводитель по коллекции современных записей европейской и русской классики, джазовой и популярной музыки, поэтической песни, выполненных ведущими мировыми студиями, в исполнении лучших музыкантов планеты. Коллекция избранных музыкальных произведений отражает тысячелетнюю историю развития музыкальных жанров, предоставляет материалы для работы на нашем уроке, а также интерактивную среду для развивающей и проектной деятельности учащихся и дистанционного обучения. Возможность записи собственного исполнения позволяет прослушать себя со стороны, а уникальная методика - научиться читать ноты, развить музыкальный слух и многое другое.
Благодаря данным разработкам изучение музыкального искусства превращается в увлекательную интерактивную игру и обеспечивается высокая эффективность таких уроков.
4. Методические рекомендации по использованию персональных компьютеров на уроках музыки.
Обучающая, воспитывающая, развивающая функция урока обеспечивается различными средствами. Одним из таких средств является компьютер. В современной школе компьютер все шире используется не только на уроках информатики, но и на уроках музыки.
1. Урок должен проводить учитель-предметник, т.к. он обучен методике преподавания, знает предметный материал и возрастные особенности детей.
2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.
3. Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.
4. Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для школы.
К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие:
|
возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока |
|
простоту разработки имеющихся программных средств; |
|
возможность сочетания разных программных средств; |
|
возможность адаптации к условиям и потребностям конкретного учебного заведения; |
|
побуждающий аспект активизации деятельности учащихся. |
Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно.
При разработке компьютерной поддержки предмета «Музыка» необходимо определить:
|
какие темы стоит "поддерживать" компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач; |
|
какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий; |
|
какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у учащихся; |
|
какие уроки целесообразно делать компьютерными; |
|
как организовать компьютерные занятия. |
Можно выделить следующие этапы разработки компьютерной поддержки:
1. Выбор конкретного раздела и учебной программы.
2. Анализ содержания, относящегося к выбранному фрагменту учебной деятельности, и методики его преподавания с целью обоснования необходимости проведения компьютерных уроков.
3. Проектирование набора заданий для компьютерных уроков.
4. Выбор программных средств для разработки заданий.
5. Разработка компьютерных заданий с использованием использованных программных средств.
6. Экспертиза, апробация и редактирование разработанных компьютерных заданий.
7. Разработка методических рекомендаций для учителя - предметника и учащегося.
Занятия с использованием компьютерной поддержки могут проводиться только в тех классах, где учащиеся изучают информатику параллельно с предметными курсами, или нужно провести хотя бы 5 ознакомительных уроков в компьютерном классе, возможны занятия в кружке.
|
правила техники безопасности; |
|
понятия "информация", "компьютер", "программа", "меню", "рабочий стол", " значок", "графический редактор"; |
|
что устройствами ввода информации являются клавиатура и манипулятор "мышь"; |
|
основные инструменты текстового редактора; |
|
основные инструменты графического редактора. |
|
пользоваться буквенным и цифровым блоками клавиатуры; |
|
использовать манипулятор "мышь"; |
|
работать с командами, открыть и закрыть меню файл; |
|
создавать и редактировать простые графические и текстовые изображения с использованием инструментального меню. |
Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ученики глубже поняли тему урока и творчески проявили себя.
Теоретически любая предметная область, как МХК, история, биология, история, ИЗО «красиво» ложатся на компьютерную партитуру. Но как учитель по предмету «Музыка» стараюсь использовать огромные возможности компьютера для более полного музыкального художественно-эстетического воспитания учащихся. Работа в этом направлении проводится как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности. Стараюсь реализовать следующие межпредметные проекты: применение ИКТ на уроках «Музыка», использование СD-ресурсов.
5. Практическое применение компьютера на уроках музыки
Изучение песни с использованием слайдов с текстом,
Во время исполнения готовой песни я использую видео клипы, созданные в форме слайдов,
Изучение нотной записи в специальной музыкальной программе с последующим проигрыванием разными инструментами.
Запись фонограмм учителем с последующим детским исполнением;
Показ особенностей звучания различных инструментов;
Игра совместно с детьми самих простых (несколько нот) произведений.
Игра в сказки – мы разговариваем и поем различными сказочными голосами, изображая положительных и отрицательных героев.
Процесс обучения построен на более качественном и доступном для детей дидактическом материале. Использование данных технологий даёт возможность учителю разносторонне познакомить детей с произведениями по программе музыкального обучения. Активизирует внимание детей. Дети могут практически почувствовать себя артистами. Популяризирует уроки музыки.
Заключение.
Разговор о воспитании в человеке творческого
начала ведет нас к очень важной и актуальнейшей в наших условиях проблеме: о
различии между специалистом-творцом и специалистом-ремесленником, будь то в
области музыки или информатики. Эта в высшей степени важная проблема теснейшим
образом связана с проблемами эстетического воспитания.
Подлинный специалист-творец отличается от рядового специалиста-ремесленника
тем, что стремится создать что-то сверх того, что ему “по инструкции” положено
создавать. Ремесленник же удовлетворяется тем, что создает лишь то, что ему
положено - “отсюда и досюда”. К большему и к лучшему он никогда не стремится и
не хочет обременять себя подобными стремлениями. Его нельзя обвинить в плохой
работе - ведь он делает все, что ему положено, и, может быть, даже хорошо
делает. Но такое, в общем-то формальное отношение к своему труду, в какой бы
области это ни было, не только не двигает жизнь вперед, но даже служит тормозом,
потому что по отношению к жизни стоять на месте нельзя: можно только или
двигаться вперед, или отставать.
Наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого отношения к
своему труду и становится тем водоразделом, который проходит между
специалистом-творцом и специалистом-ремесленнком.
Нет такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое
начало. Поэтому важнейшая задача в школе - развитие в учащихся творческого
начала, в чем бы оно не проявлялось - в информатике или в музыке, в физике или в
спорте, в общественной работе или в шефстве над первоклассниками. Творческое
начало играет огромную роль. Ведь там, где появляется творческая инициатива,
там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается
результат.
Общие интеграционные тенденции процесса познания окружающей информационной, экологической, социальной среды, поддерживаемые использованием СНИТ, приводят к расширению и углублению изучаемых предметных областей, интеграции изучаемых предметов или отдельных тем. Это обусловливает изменение критериев отбора содержания учебного материала. Они основываются на необходимости интенсификации процесса интеллектуального и саморазвития личности обучаемого, формирования умений формализовать знания о предметном мире, извлекать знания, пользуясь различными современными методами обработки информации.