вернуться на главную вернуться на личную страничку
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ |
||||
I. Общие сведения |
||||
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта (название строго по Уставу), адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
|
Черемисин Николай Анатольевич |
МОУ «Уколовская СОШ» Губкинский район. |
Учитель технологии, 12 разряд |
26 лет |
|
|
|
|
|
|
II. Сущностные характеристики опыта*
|
||||
1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
«Проблемное обучение как основа развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности при выполнении художественной резьбы по дереву» |
|||
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
с общими противоречиями между: стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планам и режимом школы; ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся и традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний; «книжным обучением» и стремлением школьников участвовать в общественной жизни; требованиями педагога и неспособностью ряда учащихся удовлетворять этим требованиям. |
|||
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в себе качества необходимые для творческого отношения к жизни, к труду. Поэтому для развития мыслительной деятельности учащихся в моей работе особое место занимает технология проблемного обучения, которая способствует наиболее полному использованию мыслительных возможностей учащихся. Формируется дух поиска, умение анализировать и синтезировать. Учащиеся привыкают не механически заучивать, а осмысливать учебный материал, развивается их диалектическое мышление. |
|||
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Новизна опыта проявляется в создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления и законы. В личностном развитии учащихся использование уроков с применением технологии проблемного обучения способствовало развитию познавательной деятельности и логического мышления, что играет огромную роль в развитии современного общества. Трудоемкость управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. |
|||
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Проблемное обучение - один из видов развивающего обучения. Его содержание представлено системой проблемных задач различного уровня сложности. В процессе их решения учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, познавательная мотивация. Техническое творчество является непосредственным трудом по материализации в своеобразной форме законов и свойств природных явлений. Техническое творчество позволяет не только отражать и воспроизводить, существующую природную реальность, но и создавать новую - техническую среду общества – своеобразную материальную среду жизнедеятельности людей. |
|||
6.Результат изменений |
Опыт работы учителя рассчитан на усвоение учащимися основного содержания на уроке и внеклассных занятиях. Вместе с тем, принципиальной особенностью преподавания курса является сочетание различных форм и методов обучения, включающее оформление схем, чертежей, наглядных пособий, технической документации и т.д. |
|||
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Статья «Проблемное обучение как основа развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности при выполнении художественной резьбы по дереву», 2008 год
|
|||
III. Описание инновационного опыта учителя
В основе организации процесса проблемного обучения лежит поисковый принцип учебно-познавательной деятельности ученика.
В соответствии с видами творчества я выделяю три вида проблемного обучения:
1.Теоретическое творчество, т.е. поиск и открытие учеником нового для него правила, закона. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.
2.Практическое творчество, т.е. поиск способа применения известного знания в данной ситуации. В основе этого вида лежит постановка и решение практических учебных проблем.
3.Художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее оформление схем, чертежей, наглядных пособий, технической документации и т.д.
Первый вид чаще всего бывает на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое или фронтальное решение проблем, второй вид - на лабораторных, практических занятиях, предметном кружке, факультативе, на производстве, третий вид – на уроке и во внеурочное время.
Однако, уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности, я считаю, будут различаться в зависимости от возрастных особенностей учащихся, от степени их обученности методу проблемного обучения.
Технология проблемного обучения строится на основе теории, учитывающей закономерности не только памяти, но и мыслительной деятельности обучающегося, природы его познавательного интереса, духовных потребностей, мотивов учения.
Теория технологии проблемного обучения систематизировала известные способы активизации на основе одного принципа. Она установила, что без проблемной ситуации и решения проблем никакие способы активизации не формируют приемы и способы самостоятельной поисковой деятельности учащихся, их устойчивой познавательной потребности и конечно, не обеспечивают достаточного развития творческих способностей учащихся.
Я считаю, что если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса технологии проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам.
Практическое использование методики проблемного обучения в курсе технологии включает в себя несколько этапов:
1) Учитель, прежде всего, анализирует результаты предыдущих уроков и на основе этого уточняет содержание и цель предстоящего урока;
2) Учитель определяет структуру урока и время на каждый его элемент, решает, какие учебно-производственные работы будут выполнять учащиеся;
3) Определив структуру урока, учитель намечает, сколько времени он затрачивает на вводный инструктаж, как будет организован индивидуальный инструктаж;
4) Намечает, какую работу будет выполнять каждый учащийся и вся группа в целом ;
5) Подготавливает материалы, инструменты, приспособления, заготовки, документацию, наглядные пособия, модели, макеты и ТСО. Намечает способы и методические приемы обучения, которые обеспечат успешное решение задач;
6) В результате всей этой подготовительной работы учитель составляет план урока, который является рабочим документом в течение всего урока.
Определив цели, содержание, структуру урока и методы его проведения, я приступаю к подготовке материально-технической базы. Особое внимание уделяю своевременной и качественной подготовке места, необходимых инструментов, приспособлений, материалов, заготовок, наглядных пособий, чертежей, документации и т.п.
Важно обеспечить учащихся таким количеством учебных работ, инструментов, приспособлений, материалов, чтобы в процессе проведения урока не имели места простои и потери учебного времени. При подготовке инструментов, приспособлений, оборудования, лично убеждаюсь в их исправности, апробирую в работе инструменты, приспособления, оборудование, на котором будет производиться показ трудовых приёмов.
Техническое творчество является непосредственным трудом по материализации в своеобразной форме законов и свойств природных явлений. Техническое творчество позволяет не только отражать и воспроизводить, существующую природную реальность, но и создавать новую - техническую среду общества – своеобразную материальную среду жизнедеятельности людей.
На занятиях резьбы по дереву мы овладеваем техникой контурной, геометрической, рельефной, кудринской резьбы. При обучении предусматриваю сохранить, и, изучая возродить, а, возродив, не останавливаясь, стремлюсь к творчеству, красоте и простоте, к новому и прошлому, создавая неповторимость предметов декоративно- прикладного искусства.
Использование современных образовательных технологий и авторских методик позволяют мне повысить результативность педагогической деятельности, которая выражается в стабильно высоком уровне обученности учащихся на протяжении последних трех лет, в повышении качества знаний школьников, в росте мотивации к изучению технологии в улучшении результатов участия в предметных олимпиадах и во внеурочной работе.
IY. Экспертное заключение |
|
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений |
Распространение на уровне образовательного учреждения |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
Уколова Надежда Петровна, .Губкинский район, село Уколово Тел. 6-03-42 |