вернуться на главную                                     вернуться на личную страничку учителя

Урок во 2 классе по теме:

Времена года в цвете и звуке

 

 Интегрированный урок музыки, ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства.

 

Цель:

-         продолжать изучение средств музыкальной выразительности (динамики, штрихов)

-         в игровой форме раскрывать синтез речи, движения и музыки, развивать детскую личность в музыкальной, литературной, изобразительной деятельности при помощи творческих заданий и работы на компьютере  в программе Paint.

-         воспитывать художественный вкус.

 

Оборудование:

Компьютер с программой Paint

альбомные листы,

осенние листья.

 

Музыкальный материал:

1. В.Шебалин, А.Пушкин «Зимняя дорога»

2. С.Рахманинов, Г.Галина «Сирень»

3. А.Вивальди  «Лето» из цикла «Времена года» (в исполнении    камерного оркестра или  в исполнении Ванессы Мей в современной аранжировке)

4. П.Чайковский « Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года».

5. Т.Попатенко, Е.Авдиенко «Листопад» ( Г.Дмитриев, В.Недвала

    «Скоро осень»)

 

Ход урока:

1.     Организационный момент.

2.     Постановка темы и целей урока.

 

Учитель.

-Признайтесь: вам давно хотелось придумать что-то необычное? Заняться чем-то интересным, небывалым? Проявить себя во всём блеске своих способностей? Тогда считайте, что вам повезло. Сегодня на уроке, когда мы будем говорить об осени, вам представится возможность побывать и художниками, и композиторами и музыкантами, и исполнителями, и исследователями, а также слушателями. При этом вы можете понаблюдать, насколько шире становятся ваши творческие возможности, богаче фантазия.

 

3.     Работа по труду. Аппликация «Крещендо в листьях клена»

 

Учитель: О кленовые листья!

                 Крылья вы обжигаете

                Пролетающим птицам.

Эти прекрасные стихи были написаны в Японии несколько столетий назад поэтом Дасэном.

Задание: подберите кленовые листья так, чтобы в них чувствовалось цветовое крещендо (нарастание звука), то есть расположите листья с нарастающим жёлтым оттенком на альбомном листе большого формата.

           (дети выполняют задание)

- Такая композиция – оригинальный подарок. Её можно подарить тому, кого любишь.

 

4.     Работа по рисованию «Времена года в цвете и звуке»

 

Учитель. Задание: с помощью программы Paint, нарисуйте четыре крупных прямоугольника, озаглавьте их устно: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Теперь закрасьте каждый прямоугольник каким-то одним цветом, который больше всего подходит к данному времени года.

                   (дети выполняют задание)

-         Снова нарисуйте четыре крупных прямоугольника, озаглавьте их так же. Но теперь пользуйтесь не каким-то одним цветом, а сочетанием разных цветов, подходящих к данному времени года. Может, это будут разноцветные линии, чёрточки, круги, цветовые пятна. Но главное – они должны отражать конкретное время года.

                   (дети выполняют задание)

-         Рассмотрите свои творения. Они, несомненно, удачны. Уже одно то, что вам никто не помогал и не подсказывал, очень ценно. Проявляйте свою фантазию и дальше.

 

5.     Работа по музыке.

Задание 1.

Учитель. Глядя на свои рисунки, негромко спойте «зимний», «весенний», «летний», «осенний» напевы. Со словами или без слов вы запоёте, это не столь важно. Кстати, вы можете себе аккомпанировать, на чём захочется – барабанить, щёлкать пальцами, хлопать в ладоши…

         Если вы немного растерялись и не знаете, как начать, вспомните себя в жаркий летний день купающимися в реке. Что вы испытывали? Какие возгласы и звуки вы издавали? А как вы себя чувствовали хмурой осенней порой, кутаясь от дождя в тёплый плащ, или, провожая взглядом улетающую стаю птиц? Будет ли ваш напев столь же восторженным и радостным, как в первом случае? А что было с вами, когда мороз больно пощипывал озябшие руки? Чем отличалось ваше весеннее настроение, когда ярко зазеленела трава, везде распространились запахи тополиной листвы, и солнце совсем по-иному осветило мир?

         Может вы запомнили зиму, весну, лето и осень как-то по-другому? Вот и передайте эти свои впечатления в четырёх коротких напевах.

           (Дети тихонько напевают мелодии. Затем выслушивается исполнение импровизированных мелодий  четырёх - пяти учеников)

 

Задание 2.

Учитель. Прослушайте музыкальные произведения, в которых отражены разные настроения людей в разное время года. Написаны эти произведения композиторами, которые жили в разное  время.

    (дети слушают произведения и пытаются определить настроение авторов)

 

6.     Физкультминутка «Прыг – скок»

 Учитель. Отгадайте, пожалуйста, какие движения соответствуют «легато», «нон легато» и «стаккато»: скольжение на лыжах, маршировка, подскок? Проделайте эти движения.

         (дети выполняют предложенные действия)

-         Приведите примеры разнообразных поскоков самыми различными способами: на прямых, согнутых, перекрещенных ногах, на одной ножке, с поворотами, с разными положениями рук, головы, корпуса.

-         Можете ли вы подпрыгнуть, вообразив себя Бармалеем, Котом в сапогах, Дюймовочкой?

         ( в самом общем плане это начало балета)

 

7.     Работа по музыке (продолжение)

Учитель. У Константина Бальмонта есть стихотворение «Осень»

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

-         Каким настроением проникнуто стихотворение?

(дети делятся своим мнением)

-         На предыдущих уроках мы разучивали с вами песни об осени. Давайте, исполним одну из них.

                     (ученики исполняют песню «Скоро осень» муз.Г.Дмитриева, ст.В.Недвала перевод с чешского И.Токмаковой или «Листопад» Т.Попатенко, ст.Е.Авдиенко, или любую другую песню об осени, которую дети знают хорошо)

 

8.     Итог урока.

Учитель. С помощью чего можно изобразить картину природы, передать настроение человека?

Дети. С помощью музыки, красок, выразить речью, движением.

Учитель. Молодцы! Вы сегодня смогли побывать в роли художников и музыкантов, работали творчески. С каким настроением вы уходите с урока?

Дети. С хорошим!

Учитель. Спасибо за работу! До свидания!

Hosted by uCoz