вернуться на главную                                      вернуться к личной страничке учителя

 

 «Звуки и краски весны»

Урок в 5 классе 3 четверть.

Цель урока:

-         -через знакомство учащихся с романсом С.В.Рахманинова «Весенние воды» и пьесами П.И.Чайковского из цикла «Времена года» «Март. Песнь жаворонка», «Апрель. Подснежник» продолжать осваивать понятие «русский национальный стиль», в сравнении выявить отдельные особенности индивидуального стиля композиторов;

 

-         расширять кругозор детей, работая с текстом стихотворения Ф.И.Тютчева обогатить словарный запас;

 

-         воспитывать музыкальный вкус учащихся.

Оборудование:

1.Репродукции картин И.Левитана «Март», «Весной в лесу», А.Саврасова «Грачи прилетели».

2.Выставка детских рисунков оформленная в презентации PowerPoint

3. Стихотворение Ф.Тютчева «Весенние воды» (несколько экземпляров)

Музыкальный материал

1.     С.В.Рахманинова «Весенние воды»

2.      А.Вивальди «Времена года. Весна».

3.     П.И.Чайковского «Март. Песнь жаворонка» из фортепианного цикла «Времена года»

4.     П.И.Чайковский «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года»

5.     Русская народная весенняя закличка «Веснянка»

6.     Соснин «Солнечная капель»  (В.Моцарт «Тоска по весне)

Интернет ресурсы

http://www.tretyakov.ru

http://www.rusmuseum.ru

http://www.classic-music.ru

 

 

        

Ход урока:

Дети входят в класс под звуки музыки А.Вивальди («Времена года. Весна»)

-         Ребята, я хочу прочитать вам загадку, внимательно послушайте и скажите, о каком времени года в ней говорится?

Пришла, улыбнулась-

Утихли метели

Позванивать стал

колокольчик капели.

        Река пробудилась,

        Растаяли льды

        Наряд белоснежный надели сады

        Взревев, за работу взялись трактора,

        А птицы пропели: «Вить гнёзда пора»               (весна)

-         Какие изменения происходят в природе весной?

О весенних изменениях в природе вы узнаете из стихотворения Франтишека Галоса «Сколько дел у весны»

                     (стихотворение читают учащиеся)

Разморозить землю нужно,

Чтоб могла взойти трава,

Сделать так, чтоб жили дружно

Все живые существа.

Точно к сроку, но не наспех

Выбрать музыку для птиц

И поднять лентяев наспех

Нахватавших единиц.

 

На зелёной ножке тонкой

Укрепить бутон цветка

Обойти луга с гребёнкой

Птиц вернуть издалека

 

Берега, поля пригорки

Окропить росой с утра

И тепло в лесные норки

Принести давно пора.

-         Видите сколько дел у весны. И всё надо успеть сделать в короткий срок. Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий и собственного смысла и достойна того, чтобы о ней было рассказано. О весне много создано произведений искусства- музыки, стихотворений, картин. Сейчас мы познакомимся  с романсом  С.В.Рахманинова «Весенние воды». Романс написан на стихотворение Ф.И.Тютчева .

 Беседа по вопросам.

-         Какие картины вы представили себе во время звучания музыки?

-         Какое впечатление производит произведение?

-         Какое настроение пытается передать автор?

-         Каков характер произведения?

-         Какой инструмент звучит?

-         Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения звучание фортепиано и звучание голоса?

 

Выразительное чтение стихотворения (читают 3-5 учеников)

 Провожу работу со словами :брег – берег, гласят – глас – голос.

-         Как вы думаете, о начале или о конце весны говорится здесь?

 Используя текст докажите свою версию.

-         Почему берег назван сонным? Объясните.

-         Почему о весенних ручьях сказано, что они блещут и гласят?

-         Прочитайте, что «гласят» весенние ручьи. Как они сами себя называют? Почему?

-         Кому поют славу весенние воды?

-         Какую картину можно нарисовать к строкам?

         И тихих, тёплых майских дней

         Румяный светлый хоровод

         Толпится весело за ней.

Какая пора весны здесь изображена?

 

-Романс Рахманинова «Весенние воды» удивительно точно показывает как всё в природе приходит в движение. Весенние воды не привлекают красотой в них нет изящества и грации. Они лишь великие труженики и вестники лучших дней, ведь их неустанная и монотонная работа рождает всё мечтаемое великолепие весны.

-         Как вы считаете какими средствами композитор передаёт то, что весенние воды – великие труженики. Кто нам об этом больше рассказывает голос или фортепиано.

        ( исполняется вступление к романсу )

-          Сколько жизни, весёлости, задора, весенней свежести в этом романсе!  У Ф.И.Тютчева много стихотворений о весне, но нигде радость весеннего пробуждения не выразилась так непосредственно, с юношеской безоглядностью и это благодаря сплаву стихотворного текста и музыки С.В.Рахманинова.

         -Весна пробуждает не только природу , но и душу человека

Картину родной природы особенно чувствуют художники. Посмотрите на картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Мы видим русскую деревню с небольшой церквушкой, деревянными домиками, с нераспустившимися берёзами. Прилетели первые вестники весны – неугомонные грачи. С весенними криками они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Снег едва начал таять, образуя тёмные лужи. Сколько звуков в этой картине! Слышите, как перекликаются птицы и звенит капель! Как шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы, как звучи колокол!

         -Наши деды и прадеды примечали предвестников весны. Про весну говорили:

 (Ученики) Рано затает – долго не растает. Ранняя весна ничего не стоит. Длинные сосульки – к долгой весне. Коли грачи прилетели прямо на гнёзда – дружная весна.

         -Сейчас мы с вами вспомним весеннюю закличку, которую                 учили  в начальной школе.

Ой, бежит ручьём вода!

Нету снега нету льда .

Ой, вода! Ой, вода!

Нету снега, нету льда!

         Прилетели журавли

         И соловушки мои!

         Журавли, журавли

         И соловушки мои!

Мы весняночку поём,

Весну красную зовём!

Ой,  поём, всё поём

Весну красную зовём!

-Многое зависит от хода весны: и начало полевых работ и будущий урожай, поэтому издавна русский народ бережно хранит собранные поколениями приметы и наблюдения.

         Даже названия весенних месяцев не случайны.

-Кто может рассказать что-то сказать об этом?

 (ученик)

- В древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался богу Марсу, покровителю полей и стад. В честь него месяц так и назвали. В народе примечали:

«Февраль силён метелью, а март – капелью. Открывает весну март протальник. Засияло мартовское солнышко, зарядила капель.»

 - Посмотрите на картину И.Левитана «Март». Насколько точно совпадение впечатлений художника и слов русских народных поговорок.

Композитор П.И.Чайковский очень любил русскую природу. Сейчас вы услышите его пьесу «Песня жаворонка» Постарайтесь услышать весну!

     Исполняется  пьеса П.И.Чайковского из фортепианного цикла «Времена года» «Март. Песнь жаворонка».

-         В прекрасной мелодии передаются оттенки весеннего настроения, то грустного, то радостного. Вы услышали лёгкие трели, напоминающие пение жаворонка, этой весенней птицы.

(ученик)

Родина слова апрель – Древний Рим. Оно означает тёплый солнечный. Апрель  - снегогон, растопил снега. Про апрель говорили:

«Апрельские лужи землю будят. Где в апреле река , там в июле – лужица. Где в апреле вода, там в июле – трава. В апреле земля преет. Апрель – пора большой воды».

А ещё апрель удивителен тем , что в этом месяце появляются первые цветы… подснежники.

-Сейчас вы услышите пьесу П.И.Чайковского «Апрель. Подснежник»

-         Обратили ли вы ребята, с какой любовью Пётр Ильич Чайковский сочинил эти пьесы. Для всей его музыки свойственна удивительная лиричность. Так и кажется, что композитор «разговаривает» только с одним человеком и ведает только ему самое сокровенное и заветное. Вспомните звучащую музыку С.В.Рахманинова.  Вот где музыка звучит «по секрету всему свету», не правда ли?

  /можно использовать звучание пьес П.И.Чайковского в исполнении симфонического оркестра (инструментовка Гаука)/

-         Продолжаем  наш экскурс в историю.

 (ученик)

-         Название третьего месяца весны – май. Оно произошло от собственного имени Майя. Так в древнем Риме звали богиню земли и плодородия. Май в народе называют травнем. Распускаются почки, зеленеют леса и луга.

 О мае говорили:

    «Май леса наряжает, лето в гости поджидает. Дождь в мае хлеба

     поднимает. Как в мае дождь так и будет рожь».

-         Давайте посмотрим на картину И.Левитана «Весна в лесу». Посмотрите какие изменения произошли  с природой за эти весенние месяцы.

-         А теперь взглянем на ваши рисунки. Какие краски выбраны вами и почему?

 

  Разучиваем песню «Солнечная капель» музыка А.Соснина, слова И.Вахрушевой.  (можно использовать для разучивания песню В.Моцарта «Тоска по весне» )

План работы над песней:

1.     Название песни

2.     Авторы стихов, музыки

3.     Первое представление о песне (прослушивание исполнения учителя)

4.     Процесс разучивания

-         Интонационно – образные особенности песни (выявление главных смысловых интонаций стихотворного текста и музыки)

-         Распевание на отдельных интонациях песни без слов.

-         Динамические, ритмические, ладовые, темповые особенности интонаций, их соотношение с образным строем песни

-         Характер движения мелодии и сопровождения.

 

В заключении урока ответьте мне на вопросы

-         Какие звуки весны вы сегодня услышали?

-         Какие у весны запахи?

-         Какие краски использовали композиторы Рахманинов и Чайковский, описывая весну?

 Домашнее задание: выучить слова песни «Солнечная капель» наизусть и выучить стихотворение  Ф.Тютчева «Весенние воды»

 Наше путешествие в мир природы и музыки не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в её краски – вы как будто выпьете волшебный напиток и поймёте, о чём щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листья берёзы. Слушайте и смотрите весну!

 

Hosted by uCoz