вернуться на главную вернуться на предыдущую
УРОК ПУТЕШЕСТВИЕ В
ЧИТАЙГОРОД
Открытый урок чтения 6 – 8 класс
учитель МОУ «Уколовская СОШ»
Уколова Н.П.
2007
Цель урока: прививать внимание школьников к чтению и книге, воспитывать бережное отношение к книге.
Ход урока:.
«Любите книгу-источник знаний» А.М.Горький.
Вступительное слово учителя.
Звучит веселая музыка. Входит Гном.
ГНОМ(Уколов В 6 кл): Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну Читалию. Мы посетим ее столицу Читайгород. Но это волшебная страна, и попасть в нее можно только с разрешения Королевы. А прежде чем просить Королеву о чем-либо, нужно преподнести ей подарки. Помните, царь из одной сказки, когда давал Иванушке задание, сказал: «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». Вот и вам сейчас придется «пойти и принести»... а вот что — я вам не скажу. Когда найдете и принесете это — вы сами покажете и объясните: что это и для чего нужно. От сказочного Иванушки вас отличает только одно: он мог путешествовать, сколько ему заблагорассудится, а у вас в запасе всего 5 минут.
(Ребята выполняют задание. В самых разных уголках помещения, где проходит праздник, они находят предметы, которые могут пригодиться настоящему ценителю книги: закладки, блокноты с карандашами, обложки разных размеров, а также все необходимое для починки книги — клей, ножницы, листы бумаги, линейки, карандаши. Все это они приносят Гному.)
- Молодцы, подарков много собрали. Можно и Королеву позвать. Давайте все вместе произнесем волшебные слова: «Буридакль, фуридакль, край неба алеет, трава зеленеет».
(Все хором 3 раза произносят волшебные слова Гнома. Выходит Королева.)
КОРОЛЕВА (Шарунова А 6 кл): Добрый день, девочки и мальчики. С чем пожаловали?
(Ребята показывают «подарки» и рассказывают, как их можно использовать.)
- Спасибо вам за подарки... Как приятно, когда в гости приходят настоящие ценители книг. И ведь знаете, некоторые из ваших подарков могут пригодиться нам прямо сейчас. Наводила я порядок у себя в королевстве и нашла своих подданных в ужасном состоянии, которые ребята совсем не л книг, пачкают их, рвут. Вот посмотрите, что они сделали. (Показывает испорченные обложки книг) Даже и не поймешь, что за книги были! Может быть, вы мне поможете вылечить моих покалечен подданных?..
ГНОМ: Не расстраивайтесь, Ваше Величество. Мы с ребятами вам поможем. Итак, открывается книжный лазарет. Давайте сначала установим личности больных. Я буду читать слова, которые сохранили на обложке, а вы, ребята, отгадывайте, что это за сказки.
(Гном показывает книги, читает то, что осталось на обложке, ребята отгадывают названия книг!)
• Корней Иванович Чуковский «Тара...». («Тараканище».)
• Самуил Яковлевич Маршак «Где обедал...». («Где обедал воробей».)
• Иван Андреевич Крылов «Ква...». («Квартет».)
• Русская народная сказка «..топора». («Каша из топора».)
• Корней Иванович Чуковский «...дил». («Крокодил».)
• Русская народная сказка «Как мужик... делил». («Как мужик гусей делил».)
ГНОМ: Ну, вот. Теперь мы можем приступить к лечению.
(Гном делит ребят на группы, раздает им поврежденные книги и необходимые инструменты. Ребята чинят книги, Гном и Королева им помогают.)
КОРОЛЕВА: Спасибо, ребята.
ГНОМ: Дорогая Королева! Не могли бы вы показать нам ваш волшебный город?
КОРОЛЕВА: С большим удовольствием. Только сначала, по волшебным законам, ответьте, пожалуйста, на вопросы.
(Королева задает ребятам вопросы, они отвечают.)
"Вопросы
1. Кто из литературных героев клялся: «Чтоб я сломался, если выдам тайну!»
•Робот «ЭЛ-76»;
• Космический кораблик Гай-до;
• Электроник.
2. Кто из литературных героев прибыл с астероида В-612?
• Гум-Гам;
• Маленький принц;
• Гианея.
3. Кому из литературных героев море было .по колено?
• Тили-Вили;
• Гулливеру;
•
Алисе Селезневой.
КОРОЛЕВА:
Ну что ж, хорошо. Теперь мы можем начать нашу экскурсию. В нашем городе
много интересных мест. Сейчас мы посетим
сказочную галерею.
(Ребята осматривают выставку рисунков «Любимые сказки». Подводя итоги выставки. Награждаются победители.)
- А теперь я приглашаю вас прогуляться по нашему саду. Этот сад волшебный, сказки здесь растут прямо на деревьях.
(Ребята подходят к нарисованным на ватманах деревьям, под которыми разбросаны нарисованные яблоки. На каждом яблоке написан автор и название произведения.)
КОРОЛЕВА: Что же случилось? Почему я не вижу ни одного яблока на деревьях?
ГНОМ: Все плоды сбило ураганом
КОРОЛЕВА: О! Тогда давайте разложим яблоки по корзинам, но только не перепутайте сорта: в каждой корзине должны лежать яблоки только одного сорта.
ГНОМ: Ребята, посмотрите. На первом дереве растут сказки, на втором — стихи, на третьем — фантастика и приключения, а на четвертом — произведения из жизни людей. Я думаю, вы легко справитесь с этой задачей.
(Ребята раскладывают «яблоки» по корзинам.)
«ВОЛШЕБНЫЕ ПЛОДЫ»
Сказки
• Арабская сказка «Али-Баба и сорок разбойников»;
• В. Губин «Королевство кривых зеркал»;
• Л. Кэрролл «Алиса в Стране чудес»;
• А. Волков «Желтый туман»;
• Дж. Свифт «Приключения Гулливера»;
• В. Гауф «Карлик Нос»;
• П. П. Бажов «Серебряное копытце»;
• Братья Гримм «Госпожа Метелица»;
• П. П. Ершов «Конек-Горбунок»;
• Дж. Родари «Приключения Чипполино»;
• X. К. Андерсен «Пастушка и трубочист».
Стихи
• С. Есенин «Белая береза»;
• М. Ю. Лермонтов «Парус»;
• В. В. Маяковский «Кем быть»;
• А. А. Блок «Зайчик»;
• А. Л. Барто «Резиновая Зина»;
• С. В. Михалков «Дядя Степа»;
• С. Я. Маршак «Усатый-полосатый»;
• Ф. И. Тютчев «Зима недаромзлится»;
•А. С. Пушкин «Зимний вечер».
Приключения и фантастика
Д. Дефо «Робинзон Крузо»; А. Дюма «Три мушкетера»; К. Булычев «Девочка с Земли»;
• А. Р. Беляев «Голова профессора Доуэля»;
• Г. Уэллс «Человек-невидимка»;
• А. Н. Толстой «Аэлита»;
• Р. Стивенсон «Остров сокровищ»;
• Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»;
• Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан».
Проза о жизни
• А. П. Чехов «Каштанка»;
• Н. Г. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»;
• М. М. Пришвин «Кладовая солнца»;
• В. Ю. Драгунский «Денискины рассказы»;
• В. А. Осеева «Волшебное слово»;
• К. Г. Паустовский «Теплыйхлеб»;
• И. С. Тургенев «Бежин луг»;
•
Л. Н. Толстой «Филиппок».
КОРОЛЕВА:
Продолжим нашу
экскурсию. Но чтобы попасть еще
в один загадочный
уголок нашего города,
вам нужно повернуться вокруг себя три раза и громко,
дружно крикнуть «Физкультура!».
(Ребята выполняют задание.)
ГНОМ: Добро пожаловать на сказочный стадион! Чтобы завоевать главный приз нашего стадиона, вы должны будете превратиться в сказочных героев.
Вы помните, чем отличались лиса Алиса и кот Базилио, эти персонажи сказки Алексея Толстого? Они умели притворяться: лиса — что она хромая, а кот — что он слепой. Участникам конкурса придется изображать этих мошенников. Все желающие попробовать себя объединяются в пары. В каждой паре будет лиса Алиса и кот Базилио. Тот, кто изображает лису, сгибает в колене одну ногу и придерживает ее рукой. Участнику, изображающему кота, мы завязываем глаза. «Лиса» кладет свободную руку на плечо «коту». По сигналу эта пара преодолевает расстояние до флажка и возвращается назад.
(Гном и Королева проводят конкурс.)
В гостях хорошо, а дома лучше. Спасибо, ваше Величество, за гостеприимство. Нам было у вас очень интересно и весело.
КОРОЛЕВА: Сегодняшняя встреча подошла к концу, но я буду ждать вас в гости снова.
Подведение итога урока: Урок был необычный . Это урок путешествие в Читайгород. Вы выполнили много заданий творческого характера. разгадывали ребусы.Отлично справились с актёрской задачей Уколов Владимир и Шарунова Алёна.