вернуться на главную                              вернуться на личную страничку

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Уколовская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

   Методические

основы

уроков

         по художественной

  обработке

 древесины

 

 

 

 

 

Учитель трудового обучения

МОУ «Уколовская СОШ»

Черемисин Н.А.

 

 

 

2008 г.

Основным принципом педагогики является единство обучения и воспитания. Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.

Организация уроков начинается с подготовки помещения, приобретения материалов и оборудования. От этого во многом зависит успешная деятельность творческого коллектива. Помещение для занятий должно быть светлым, тёплым и по объёму и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся учащихся. Особое внимание следует уделить рабочему месту ученика.

Столы и верстаки должны быть прочными, устойчивыми, надёжно закреплёнными. На каждом рабочем месте должно быть сидение, так как эскизирование, рисование, вычерчивание , а также ряд технологических операций по художественной обработке материала выполняются сидя. Рабочее место всегда должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться каждый на своём месте и так, чтобы удобно было их брать, не затрачивая времени на поиски. При художественной обработке материалов это особенно важно, так как при работе в выбранном темпе нередко инструмент берётся не глядя. А если инструмент разбросан в беспорядке, ученик не только выбивается из рабочего ритма, но и может получить травму.

Так как художественная обработка дерева нередко связана с кропотливой, тонкой проработкой деталей декоративных композиций, для уменьшения зрительного напряжения при таких операциях нужно позаботиться об освещении.

При занятиях резьбой по дереву освещение должно быть спереди, так как в работе участвуют обе руки, и при боковом освещении будет тень на рабочем столе.

Для занятий со школьниками совершенно не обязательны кондиционные, дефицитные материалы. При работе с производственными отходами и бросовыми материалами учитель имеет больше возможностей для воспитательного воздействия на учащихся.

В мастерской, где проводятся занятия, должны быть сосредоточены следующие материальные средства обучения:

- справочно-информационная и искусствоведческая литература, комплекты журналов;

- картотека с рисунками-образцами для первых учебных работ и с вариантами рисунков по каждому из заданий;

- укладки с наборами специальных инструментов для художественной обработки материалов;

- изделия учащихся прежних лет занятий, распределённые по видам резьбы по дереву;

- методические плакаты (большая часть которых создаётся силами учащихся совместно с учителем);

- методические стенды с образцами материалов, инструментов;

- инструкции по технике безопасности (непосредственно около оборудования).

Учитель должен располагать определённым объёмом наглядных пособий. В качестве наглядных средств могут быть использованы образцы народного декоративно-прикладного искусства (в материале, репродукциях, слайдах, кинофильмах), изделия учителя, работы учащихся прежних лет. Исключительный воспитательный эффект даёт демонстрация работ учащихся прежних лет  - нынешних кружковцев.

Учебно-наглядные пособия – плакаты, таблицы, иллюстрированный и дидактический материал – будут в большей степени способствовать усвоению школьниками изучаемого материала, их трудовому и эстетическому воспитанию, если их оформить технически грамотно, на высоком эстетическом уровне, в соответствии с общим эстетическим оформлением помещения. Использование средств наглядности вызывает более активное восприятие учащимися материала, улучшает качество знаний, повышает эффективность процесса трудового и  эстетического воспитания школьников. Если учитель при объяснении школьникам даже самых сложных понятий подкрепит их конкретными фактами и образами (демонстрация диапозитивов, репродукций, плакатов, образцов выполненных работ), восприятие учащимися материала будет положительным. Кроме этого, при использовании учебно-наглядных пособий у школьников повышается интерес к работе, они прослеживают связь декоративно-прикладного искусства с жизнью.

Виды художественной обработки древесины ориентированы на работу с учащимися 5-7 классов. К этому времени на уроках изобразительного искусства они приобрели навыки в области графической грамоты.

По физическому развитию подростки 12-15 лет достигают такого уровня, который позволяет справляться с выполнением заданий по художественной обработке древесины.

Школьникам 12-17 лет полезны занятия с чередованием разнообразных движений. Именно таковы занятия декоративно-прикладным искусством – в процессе художественной обработки материалов работа на станках чередуются с ручными операциями: строганием, пилением, долблением. Меняются рабочие позы при пользовании резаками, стамесками. Технические операции перемежаются с раздумьями и поисками оригинальных декоративных форм.

В результате перемены труда, видов деятельности на разных этапах создания изделий декоративно-прикладного искусства, положительно влияющих на развитие личности, ученик испытывает духовное удовлетворение и физическую радость. Его физические и духовные способности развиваются во взаимосвязи, цельно и грамотно.

Занятия декоративно-прикладным искусством очень увлекательны. Интерес, увлечённость работой замедляют наступление утомлённости и ослабляют его. В процессе увлечённой, целенаправленной работы над изделиями резьбы по дереву школьники нередко забывают, что нужно отдохнуть. Тем не менее, через определённые промежутки времени нужно делать небольшие перерывы, передышки, предупреждая появление в нервной системе школьников охранительного торможения.

Для каждого ученика перерыв в работе может быть индивидуальным. Это не отвлекает остальных школьников , увлечённых выполнением собственного задания, не прерывает творческого процесса создания изделий резьбы по дереву.

На урок школьники приходят с различной степенью подготовленности в графической грамоте, с различным уровнем умений и навыков в обработке материалов. Чтобы у каждого из них занятия шли успешно и слабые не тормозили наиболее подготовленных, чтобы непосильность слишком сложных заданий не оттолкнула тех, у кого нет запаса в знаниях и навыках, можно в пределах класса организовать несколько групп учащихся с различным уровнем подготовки.

Случаются периоды, когда у учащихся наблюдается спад интереса к изучаемому виду художественной обработки материала. Чтобы активизировать творческую деятельность детей, можно воспользоваться оправдавшим себя в практике методическим приёмом -  учащимся, занимающимся, например, геометрической резьбой, предложить включить в композицию элементы Абрамцево-кудринской резьбы и наоборот.

Такие паузы в занятиях по художественной обработке древесины для работы с другим видом резьбы по дереву, а также для изготовления инструментов и их заточке ведут к возврату утраченного интереса к тому виду резьбы по дереву, с которого начинались занятия.

Занятия различными видами резьбы по дереву исключают однобокость в творческом развитии учащихся, помогают приобрести широкий круг разнообразных знаний и навыков. Совершенно необязательно, чтобы из-под рук учеников выходила «чистая» резьба. Если школьники освоят несколько видов работ, они могут создавать творческие композиции, где будут синтезированы различные виды резьбы по дереву. Это значительно расширяет возможности эстетического воспитания, развития творческих способностей учащихся.

В деятельности школьников должна осуществляться не только преемственность занятий из года в год, но и, по выражению А.С. Макаренко, «преемственность поколений», то есть сохранение традиций и дружбы между старшими (по времени занятий) и младшими учащимися. Этого можно достигнуть дальнейшими занятиями по художественной обработке древесины на занятиях в кружках.

Чаще всего учащиеся хотят побыстрее начать работу в материале. Поэтому их (особенно тех, кто не силён в рисунке) то и дело тянет к каким-то случайным картинкам, которые они стремятся перевести в дерево. Если на это не обратить внимание и пустить занятия по принципу «делайте, что хотите», при выполнении таких работ будут зря затрачиваться их усилия; у школьников будет развиваться дурной вкус.

Учитель должен направлять процесс отбора возможных композиций. Лучше, если дети будут видеть перед собой готовые работы. И не нужно стесняться предлагать ребятам повторить те или иные образцы. Такая методика поможет им понять, что можно, а что нельзя создавать в том или ином виде резьбы по дереву. Вместе с профессиональными навыками они будут развивать художественный вкус.

Воспитание эстетического вкуса на уроках по художественной обработке древесины должно идти через понимание учащимися художественных и технологических возможностей обрабатываемых материалов, что накладывает свой отпечаток на решение образа.

Задача педагога – ориентировать учащихся на глубокое самостоятельное изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства и создание на этой основе собственных изделий.

Следование образцам на начальном этапе обучения позволяет учащимся усвоить, что и как можно сделать в то или ином материале, в той или иной технике.

В работе по образцам на первом этапе обучения неизбежно наблюдается в определённой степени подражание образцу. Нужно добиваться, чтобы у школьников было не слепое копирование,  а сознательное подражание, связанное с изучением, познанием законов построения композиции, приёмов исполнения и др., то есть даже в процессе повторения образца может быть заложен элемент творчества.

Работа по образцам – один из этапов творческого роста учащихся. Но этот этап не должен быть самоцелью. Учащиеся должны понять, что через копирование образцов идёт освоение приёмов работы инструментами, понимание пластических свойств материала, особенностей композиционных решений декора.

Очень много зависит от первого задания, которое учитель предложит ученикам. Оно должно быть понятным, доступным для выполнения, интересным по декоративным результатам.

Выбор обрабатываемого материала зависит от возраста школьников. В резьбе по дереву учебные задания начального периода лучше выполнять на липе или осине. Более твёрдые породы можно использовать лишь в работе со старшеклассниками.

Если не учесть физических свойств материала и предоставить детям возможность работать с неподходящим материалом, их энтузиазм может быстро погаснуть. Не справившись с материалом, они быстро устанут, потеряют интерес к работе (например, на фанере детям легче работать, чем на доске).

Для первых занятий у руководителя должны быть подготовлены инструменты. Через несколько занятий, когда учащиеся войдут во вкус работы, можно выделить уроки для самостоятельного изготовления необходимых инструментов. Такие «слесарные» дни можно периодически повторять.

С самого начала надо приучать учащихся к самостоятельной работе. Профессиональные приёмы ученик будет осваивать, познавая обрабатываемые материалы при выполнении каждого из заданий, то есть обучение будет идти в творческом процессе. После работы по образцам начинается самостоятельная работа учащихся.

Нередко сюжеты для декоративных композиций подсказывает материал, из которого он будет создаваться. При просмотре материала происходит активное формирование у школьников зрительного образа, который они впоследствии и воплощают в данном материале. Особенно часто материал способствует формированию зрительного образа в лесной скульптуре при использовании ветвей и корней деревьев.

В поисках сюжетов для творческих декоративных работ рекомендуется проводить со школьниками выходы в поле, лес, парк, на улицы города или посёлка для зарисовок. Внимательно вглядываясь в окружающее, обнаруживая незаметную, неброскую красоту лесов, лугов, полевых цветов, зарисовывая их, учащиеся проникаются чувством любви к родному краю. Находки и зарисовки детей на природе станут основой для будущих композиций.

Провожая учеников на летние каникулы, нужно советовать им иметь при себе всегда альбом и карандаш.нся чувством любви к родному краю.ая незаметную, неброскую красоту лесов, лугов, полевых цветов, зарисовывая их, учащиеся прони в любом месте можно встретить много интересного, и тут же зарисовать понравившийся предмет или мотив.

Одна из особенностей занятий художественной обработкой древесины состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, конечный результат которой бывает весьма далёк, чтобы, ожидая завтрашнюю перспективу, ощущали радость и красоту сегодняшней работы, чтобы в процессе работы над длительным заданием получили эмоциональную опору, рекомендуется подводить итоги за каждый день работы, давать оценку творческой деятельности детей, отмечать результативность и значимость их труда.

Эффективные результаты в активизации творческой деятельности учащихся дают промежуточные просмотры выполняемых учащимися работ. На текущих промежуточных просмотрах учитель фиксирует достигнутое, ставит новые задачи. При этом ученики, участвуя в обсуждении, будут приучаться к самоконтролю.

Зримо ощущая результаты своего труда, наглядно убеждаясь в своих достижениях, ученики работают с большим эмоциональном подъёмом. Во время обсуждения, нередко возникают прения, в которых отчётливо проявляются, оттачиваются эстетические взгляды и вкусы школьников, развивается их творческое мышление и речь.

В конце учебных занятий рекомендуется проводить итоговую выставку. Членами жюри, отбирающими работы на выставку. Являются, как правило, наиболее авторитетные учащиеся. Председатель жюри – учитель, руководитель занятий по художественной обработке древесины.

Умелая организация и проведение выставки творческих работ учащихся могут стать одной из эффективных форм морального поощрения, стимулирования творческой деятельности детей.

Обсуждение выставки в присутствии представителей управления образования, администрации школы, родителей, товарищей по классу, школе, местожительству, успех индивидуальной деятельности учащихся, её общественное признание в значительной степени способствует трудовому, эстетическому развитию личности авторов, их самоутверждению.

Производительный труд, связанный с обучением декоративно- прикладному искусству, эстетически обогащает учащихся, приобщает их к художественному творчеству, пробуждает стремление преобразовать обычные материалы в декоративные формы и образы, в конечном итоге способствуя делу дальнейшего повышения культурного уровня, эстетического, нравственного и трудового воспитания детей. 

    

Hosted by uCoz