вернуться на  главную                               вернуться на личную страничку

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта (название строго по Уставу), адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Черемисин Николай Анатольевич

 МОУ «Уколовская СОШ»  Губкинский район.

Учитель технологии, 12 разряд

26 лет

 

 

 

 

 

II. Сущностные характеристики опыта*

 

1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

«Проблемное обучение как основа развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности при выполнении художественной резьбы по дереву»

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

с общими противоречиями между:

        стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и  обязательным единым планам и режимом школы;

        ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся и традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний;

        «книжным обучением» и стремлением школьников участвовать в общественной жизни;

        требованиями педагога и неспособностью ряда учащихся удовлетворять этим требованиям.

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в себе качества необходимые для творческого отношения к жизни, к труду.

Поэтому для развития мыслительной деятельности учащихся в моей работе особое место занимает технология проблемного обучения, которая способствует наиболее полному использованию мыслительных возможностей учащихся. Формируется дух поиска, умение анализировать и синтезировать. Учащиеся привыкают не механически заучивать, а осмысливать учебный материал, развивается их диалектическое мышление.

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Новизна опыта проявляется в создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления и законы.

В личностном развитии учащихся использование уроков с применением технологии проблемного обучения способствовало развитию познавательной деятельности и логического мышления, что играет огромную роль в развитии современного общества.

Трудоемкость управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Проблемное обучение - один из видов развивающего обучения. Его содержание представлено системой проблемных задач различного уровня сложности. В процессе их решения учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, познавательная мотивация.

Техническое творчество является непосредственным трудом по материализации в своеобразной форме законов и свойств природных явлений. Техническое творчество позволяет не только отражать и воспроизводить, существующую природную реальность, но и создавать новую - техническую среду общества – своеобразную материальную среду жизнедеятельности людей.

6.Результат изменений

Опыт работы учителя рассчитан на усвоение учащимися основного содержания на уроке и внеклассных занятиях. Вместе с тем, принципиальной особенностью преподавания курса является сочетание различных форм и методов обучения, включающее оформление схем, чертежей, наглядных пособий, технической документации и т.д.

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Статья «Проблемное обучение как основа развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности при выполнении художественной резьбы по дереву», 2008 год

 

         

 

III. Описание инновационного опыта учителя

В основе организации процесса проблемного обучения лежит поисковый принцип учебно-познавательной деятельности ученика.

В соответствии с видами творчества я выделяю три вида проблемного обучения:

1.Теоретическое творчество, т.е. поиск и открытие учеником нового для него правила, закона. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.

2.Практическое творчество, т.е. поиск способа применения известного знания в данной ситуации. В основе этого вида лежит постановка и решение практических учебных проблем.

3.Художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее оформление схем, чертежей, наглядных пособий, технической документации и т.д.

Первый вид чаще всего бывает на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое или фронтальное решение проблем, второй вид - на лабораторных, практических занятиях, предметном кружке, факультативе, на производстве, третий вид – на уроке и во внеурочное время.

Однако, уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности, я считаю, будут различаться в зависимости от возрастных особенностей учащихся, от степени их обученности методу проблемного обучения.

Технология проблемного обучения строится на основе теории, учитывающей закономерности не только памяти, но и мыслительной деятельности обучающегося, природы его познавательного интереса, духовных потребностей, мотивов учения.

Теория технологии проблемного обучения систематизировала известные способы активизации на основе одного принципа. Она установила, что без проблемной ситуации и решения проблем никакие способы активизации не формируют приемы и способы самостоятельной поисковой деятельности учащихся, их устойчивой познавательной потребности и конечно, не обеспечивают достаточного развития творческих способностей учащихся.

Я считаю, что если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса технологии проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам.

Практическое использование методики проблемного обучения в курсе технологии включает в себя несколько этапов:

1) Учитель, прежде всего, анализирует результаты предыдущих уроков и на основе этого уточняет содержание и цель предстоящего урока;

2) Учитель определяет структуру урока и время на каждый его элемент, решает, какие учебно-производственные работы будут выполнять учащиеся;

3) Определив структуру урока, учитель намечает, сколько времени он затрачивает на вводный инструктаж, как будет организован индивидуальный инструктаж;

4) Намечает, какую работу будет выполнять каждый учащийся и вся группа в целом ;

5) Подготавливает материалы, инструменты, приспособления, заготовки, документацию, наглядные пособия, модели, макеты и ТСО. Намечает способы и методические приемы обучения, которые обеспечат успешное решение задач;

6) В результате всей этой подготовительной работы учитель составляет план урока, который является рабочим документом в течение всего урока.

Определив цели, содержание, структуру урока и методы его проведения, я приступаю к подготовке материально-технической базы. Особое внимание  уделяю своевременной и качественной подготовке места, необходимых инструментов, приспособлений, материалов, заготовок, наглядных пособий, чертежей, документации и т.п.

Важно обеспечить учащихся таким количеством учебных работ, инструментов, приспособлений, материалов, чтобы в процессе проведения урока не имели места простои и потери учебного времени. При подготовке инструментов, приспособлений, оборудования,  лично убеждаюсь в их исправности, апробирую в работе инструменты, приспособления, оборудование, на котором будет производиться показ трудовых приёмов.

Техническое творчество является непосредственным трудом по материализации в своеобразной форме законов и свойств природных явлений. Техническое творчество позволяет не только отражать и воспроизводить, существующую природную реальность, но и создавать новую - техническую среду общества – своеобразную материальную среду жизнедеятельности людей.

На занятиях резьбы по дереву мы овладеваем техникой контурной, геометрической, рельефной, кудринской резьбы. При обучении предусматриваю сохранить, и, изучая возродить, а, возродив, не останавливаясь, стремлюсь к творчеству, красоте и простоте, к новому и прошлому, создавая неповторимость предметов декоративно- прикладного искусства.

 

 

 

Использование современных образовательных технологий и авторских методик позволяют мне повысить результативность педагогической деятельности, которая выражается в стабильно высоком уровне обученности учащихся на протяжении последних трех лет, в повышении качества знаний школьников, в росте мотивации к изучению технологии в улучшении результатов участия в предметных олимпиадах и во внеурочной работе.

 

IY. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Распространение на уровне образовательного учреждения

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Уколова Надежда Петровна,

.Губкинский район, село Уколово

Тел. 6-03-42

 

 

вернуться на главную                              вернуться на личную страничку

Hosted by uCoz